Приложение 1 Извлечение из правил плавания по внутренним водным путям РСФСР Раздел 6 Плавание маломерных и парусных судов
Извлечение из правил плавания по внутренним водным путям РСФСР
Раздел 6
Плавание маломерных и парусных судов
Плавание маломерных и парусных судов
Правило 41
ПРИМЕНЕНИЕ
Правила настоящего раздела распространяются на маломерные (включая парусные) и парусные не маломерные суда на внутренних водных путях и должны применяться с учётом правил других разделов.
Правило 42
ПОРЯДОК ДВИЖЕНИЯ МАЛОМЕРНЫХ И ПАРУСНЫХ СУДОВ
42.1. Маломерные суда, идущие одиночно или с буксируемыми (толкаемыми) маломерными судами, а также парусные суда должны следовать за пределами судового хода (установленных полос движения или рекомендованных курсов на участках с кардинальной системой навигационного оборудования). В случае, когда по условиям пути такое следование невозможно, они могут идти по судовому ходу вдоль правой по ходу кромки в пределах до 10 м от неё в один ряд; при этом они не должны затруднять движение и маневрирование не маломерных судов на судовом ходу, для чего обязаны заблаговременно уходить с их пути без обмена звуковыми и зрительными сигналами.
42.2. Маломерные и парусные суда при необходимости могут пересекать судовой ход (полосу движения, рекомендованный курс), а также выполнять поворот с пересечением судового хода, как правило, за кормой проходящих не маломерных судов. Маневр пересечения курса приближающихся судов должен быть завершён не менее чем за 0,5 км от них. Пересечение должно производиться под углом, близким к прямому, и в возможно короткий срок. В случае пересечения судового хода в предписанном месте эти условия должны соблюдаться.
42.3. Проход маломерных и парусных судов через шлюзы осуществляется в соответствии с действующими положениями о пропуске судов через них.
42.4. Маломерным и парусным судам, за исключением случаев, когда они выполняют производственные задания, запрещается:
(01) маневрировать и останавливаться вблизи идущих или стоящих не маломерных судов, земснарядов, плавучих кранов и т.д. в промежутках между ними;
(02) останавливаться или становиться на якорь в пределах судового хода (полосы движения, рекомендованного курса), а также у плавучих навигационных знаков;
(03) останавливаться у пассажирских и грузовых причалов, дебаркадеров на расстоянии менее 200 м и выше и ниже их;
(04) выходить на судовой ход при ограниченной менее 1,0 км видимости, а парусным судам, кроме того, и ночью.
42.5. Не маломерному судну, идущему под парусом и в то же время приводимому в движение мотором, плавание на судовом ходу ночью запрещается, а днём разрешается только в пределах 10-метровой полосы в соответствии с пунктом 42.1.
42.6. Скоростное маломерное судно в условиях ограниченной менее 0,5 км видимости, а также в тёмное время суток, когда невооруженным глазом неосвещенные ориентиры опознаются на расстоянии менее 0,5 км, может осуществлять движение только в водоизмещающем положении.
42.7. Маломерным и парусным судам плавание по судовому ходу вне 10- метровой полосы может быть разрешено только при проведении спортивных и других организованных мероприятий на условиях, согласованных с органами, регулирующими судоходство.
42.8. На акваториях портов, на каналах и отдельных участках пути плавание маломерных и парусных судов может быть местными правилами запрещено или ограниченно, или для них могут быть установлены отдельные полосы движения.
42.9. Маломерные и парусные суда при плавании на водохранилищах, озёрах и в районах с кардинальной системой навигационного оборудования при ограниченной видимости, кроме правил настоящего раздела, должны руководствоваться также правилом 47.
Правило 43
РАСХОЖДЕНИЕ И ОБГОН МАЛОМЕРНЫХ И ПАРУСНЫХ СУДОВ
43.1. Настоящее правило распространяется на маломерные и парусные суда при плавании за пределами судового хода, его пересечении, плавании на участках с кардинальной системой навигационного оборудования, а также на случаи обгона этими судами друг друга на судовом ходу.
43.2. Когда два маломерных моторных судна идут прямо или почти прямо друг на друга, они должны расходиться левыми бортами.
43.3. Когда два маломерных моторных судна сближаются на пересекающихся курсах, то судно, которое имеет другое на своей правой стороне, должно уступить ему дорогу.
43.4. Если два парусных судна сближаются так, что возникает опасность столкновения, одно из них уступает дорогу другому следующим образом:
(01) когда суда идут разными галсами, то судно, идущее левым галсом, должно уступить дорогу другому судну;
(02) когда оба судна идут одним и тем же галсом, то судно, находящееся на ветре, должно уступить дорогу судну, находящемуся под ветром;
(03) если судно, идущее левым галсом, имеет другое судно с наветренной стороны и не может определить, левым или правым галсом идёт это другое судно, то оно должно уступить ему дорогу.
43.5. Когда моторное судно сближается с парусным так, что возникает опасность столкновения, моторное судно должно уступить дорогу парусному.
43.6. Маломерное или парусное судно, приближающееся к другому судну в секторе его кормового огня (огней), т.е. с направления более 22,5 градуса позади траверза, является обгоняющим и, независимо от того, моторное оно или парусное, может обходить обгоняемое, держась в стороне от его пути, следующим образом:
(01) на судовом ходу - только по его левому борту; обгоняемое маломерное судно должно способствовать скорейшему обгону снижением скорости (при этом нахождение на траверзе одновременно более двух судов запрещается);
(02) за пределами судового хода, при его пересечении и на участках с кардинальной системой навигационного оборудования - по любому борту.
43.7. Маломерные и парусные суда расхождение и обгон должны производить без обмена отмашками, при этом свои действия они могут показывать звуковыми сигналами маневроуказания (пункт 39.1).
Правило 44
ОГНИ, ЗНАКИ И СИГНАЛЫ МАЛОМЕРНЫХ И ПАРУСНЫХ СУДОВ
44.1. Маломерное судно, идущее на вёслах, под парусом или на буксире, должно нести белый круговой огонь или иметь его наготове и показывать при приближении других судов; парусное маломерное судно может нести огни в соответствии с пунктом 44.4.
44.2. Маломерное судно со стационарным или подвесным мотором, независимо от его мощности, на ходу должно нести бортовые и кормовые огни; бортовые огни могут быть скомбинированными в одном фонаре.
44,3. Маломерное судно, буксирующее или толкающее другое (другие) маломерное судно, должно нести такие же огни и знаки, как соответствующее одиночное судно (пункты 44.1, 44.2, 44.6).
44.4. Парусное судно длиной 7 м и более на ходу должно нести:
(01) бортовые огни;
(02) кормовой огонь;
(03) два круговых огня около топа мачты, расположенных по вертикали (верхний из которых красный, нижний - зелёный), или при приближении других судов освещать парус белым мигающим светом.
44.5. На парусном судне длиной менее 20 м бортовые или бортовые и кормовой огни могут быть скомбинированы в одном фонаре; при объединении бортовых и кормового огней запрещается нести огни, указанные в пункте 44.4 (03).
44.6. Судно, идущее под парусом и в то же время приводимое в движение мотором, днём должно нести на наиболее видном месте знак в виде чёрного конуса вершиной вниз, ночью - такие же огни, как самоходное судно, соответствующих размеров (см. пункты 27.1, 44.2).
44.7. Маломерное или парусное судно при стоянке на якоре в месте, где могут плавать другие суда, должно нести один белый круговой огонь.
44.8. Маломерное или парусное судно, занятое ловом рыбы, водолазными или другими работами, при выполнении которых настоящими Правилами предусмотрено несение дополнительных огней (знаков), должно нести их в соответствии с характером выполняемой работы.
44.9. Маломерное или парусное судно, потерявшее ход или управляемость на пути движения других судов, должно заблаговременно предупредить их об этом днём круговым движением заметного предмета над головой, ночью - круговым движением белого огня. В дополнение к этим сигналам может подаваться звуковой сигнал "Предупреждение" (правило 36).
44.10. Маломерное или парусное судно, терпящее бедствие или нуждающееся в помощи, может подавать сигналы, предписанные правилом 40.
44.11. Парусное судно длиной 7 м и более должно иметь звукосигнальное устройство, способное производить короткие и продолжительные звуки, слышимые на расстоянии не менее 1,0 км.
44.12. При ограниченной видимости на водохранилищах, озёрах и на участках с кардинальной системой навигационного оборудования маломерные и парусные суда на ходу и стоянке должны подавать звуковые сигналы, указанные в правиле 38 и пункте 47.2 (01), (02), а при отсутствии соответствующих звукосигнальных устройств - сигнал "Предупреждение" частыми ударами в колокол или металлический предмет (см. правило 36).
27.1. Одиночное судно с механическим двигателем на ходу должно нести:
(01) топовый огонь; судно длиной 50 м и более может нести второй топовый огонь; при этом один из них должен быть расположен впереди и ниже другого;
(02) бортовые огни;
(03) три кормовых огня, расположенных треугольником основанием вниз; на судне шириной 5 м и менее - один кормовой огонь в диаметральной плоскости.
Правило 36
СИГНАЛ "ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ"
Судно, когда оно намерено предупредить другое судно об опасности, в связи с которой от него требуется принятие мер вытекающей из данной ситуации (вплоть до прекращения движения), должно подать не менее пяти коротких звуков.
Несамоходное судно при отсутствии соответствующих звукосигнальных устройств должно подавать этот сигнал частыми ударами в колокол или металлический предмет.
Правило 38
СИГНАЛЫ ПРИ ОГРАНИЧЕННОЙ ВИДИМОСТИ
38.1. Самоходное судно на ходу при ограниченной видимости должно подавать через промежутки не более 2 мин. один продолжительный звук.
38.2. Судно, толкающее или буксирующее суда или плоты, при ограниченной видимости через промежутки не более 2 мин. должно подавать один продолжительный и два коротких звука.
38.3. Самоходное одиночное судно или состав на якоре или на мели в пределах судового хода при ограниченной видимости для предупреждения приближающихся судов должны подавать один короткий, один продолжительный и один короткий звуки. Несамоходное судно с экипажем в этом случае должно подавать сигнал частыми ударами в колокол или металлический предмет.
Правило 39
СИГНАЛЫ МАНЕВРОУКАЗАНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
39.1. Сигналы, применяемые судами, когда они находятся на виду друг у друга, имеют следующие значения:
(01) один короткий звук - "Я изменяю свой курс вправо";
(02) два коротких звука - "Я изменяю свой курс влево" ;
(03) три коротких звука - "Мои движители работают на задний ход";
(04) четыре коротких звука - "Я намереваюсь сделать оборот", "Я намереваюсь остановиться";
(05) один короткий и один продолжительный звуки - "Прошу увеличить ход";
(06) один продолжительный и один короткий звуки - ''Прошу уменьшить ход";
(07) один продолжительный, один короткий и один продолжительный звуки - "Прошу выйти на радиосвязь";
(08) горизонтальное движение флага - отмашка днём, белого огня ночью - "Прошу остановиться";
(09) один продолжительный, один короткий, один продолжительный и один короткий звуки - "Я Вас понял".
39.2. Пассажирское судно может подавать при подходе к причалу, пристани один продолжительный звук, при отходе в рейс - один продолжительный и три коротких звука.
Правило 40
СИГНАЛЫ БЕДСТВИЯ
40.1. Судно, когда оно терпит бедствие и требует помощи, должно использовать или выставлять следующие сигналы (могут применяться вместе или раздельно):
(01) непрерывный звук любым аппаратом, предназначенным для подачи звуковых сигналов, а также беспрерывные частые удары в колокол или металлический предмет;
(02) частое мигание круговым огнем, прожектором или вертикальное перемещение флага или огня (вверх - вниз);
(03) ракеты или гранаты, выбрасывающие красные звезды, выпускаемые поодиночке через короткие промежутки времени;
(04) красный свет ракеты с парашютом или фальшфейер красного цвета;
(05) пламя на судне от горящей смоляной или мазутной бочки и т.п.;
(06) сигнал, состоящий из квадратного флага с находящимся над ним или под ним шаром или чем-либо, похожим на шар;
(07) медленное и повторяемое поднятие и опускание рук, вытянутых в стороны;
(08) радиотелеграфный сигнал бедствия;
(09) радиотелефонное сообщение о бедствии.
40.2. Запрещается применять или выставлять любой из вышеуказанных сигналов в иных целях, кроме указания о бедствии и необходимости помощи.
Правило 47
ПЛАВАНИЕ СУДОВ, НЕ НАХОДЯЩИХСЯ НА ВИДУ ДРУГ У ДРУГА
47.1. Настоящее правило относится к судам (в том числе не имеющим радиолокатора, УКВ радиостанции), не находящимся на виду друг у друга, при плавании в районах ограниченной видимости или вблизи таких районов.
47.2. В районах ограниченной видимости или вблизи них суда, кроме сигналов, предписанных правилом 38, должны подавать также следующие сигналы:
(01) судно с механическим двигателем на ходу, но не имеющее движения относительно воды (в дрейфе), через промежутки не более 2 мин. - два продолжительных звука;
(02) судно, лишённое возможности управляться, занятое ловом рыбы, а также парусное судно длиной 7 м и более на ходу через промежутки не более 2 мин. - один продолжительный и два коротких звука;
(03) при сближении на визуальную видимость - звуковые сигналы, указанные в пункте 39.1.
47.3. Каждое судно должно следовать с безопасной скоростью, установленной применительно к преобладающим обстоятельствам и условиям ограниченной видимости. Судно с механическим двигателем должно держать свои машины готовыми к немедленному маневру. Скоростное судно должно следовать в водоизмещающем положении только до ближайшего места безопасной стоянки.
47.4. Судно, которое обнаружило присутствие другого судна только с помощью радиолокатора, должно определить, развивается ли ситуация чрезмерного сближения и (или) существует ли опасность столкновения. Если это так, то оно должно своевременно предпринять действие для расхождения. Причём, когда действием является изменение курса, то, насколько это возможно, следует избегать:
(01) изменения курса влево, если другое судно находится впереди траверза и не является обгоняемым;
(02) изменение курса в сторону судна, находящегося на траверзе или позади траверза.
47.5. Каждое судно, которое услышит, по-видимому впереди своего траверза, туманный сигнал другого судна или которое не может предотвратить чрезмерного сближения с другим судном, находящимся впереди траверза, должно уменьшить ход до минимального или, если это необходимо, остановить движение и в любом случае следовать с крайней осторожностью до тех пор, пока не минует опасность столкновения.
Опубликовано: 28.11.2012
Другие интересные материалы:
Выбор матчевого удилища Конструкция обычного матчевого удилища состоит из трех колен длиной от... |
Ловля судака на спиннинг ночью Лето – сложная пора для рыбалки на судака, ведь эта рыба не... |
Рыбалка и отдых в Таиланде Все чаще туристы из России отправляются во время отпуска не в привычную... |
Рыбалка в Монголии Рыбалка на реке Орхон Рыбалка в Монголии... |